воскресенье, 23 ноября 2014 г.

Одежда. Костюм. Дизайн. Мода

История моды. Если вы захотите постичь ее и обложиться литературой про моду, уверена, ваш путь изучения начнется с волшебника Чарлза Фредерика Ворта. Да, история любит личностей. Любит настолько, что мизансцена перестает нести ключевую роль. Получается так. Ходили господа и дамы в невероятных нагромождениях 17 и 18 века и не думали о сезонности, модных показах, об авторстве костюма, а тут раз -  и появился добрый маг Ворт и стал первым кутюрье. 

Что такое мода? По сути та же тема, что и у Дарвина с его видами и естественным отбором. Модифицирующееся единство элементов на теле человека, с которым ему наиболее комфортно жить в данных условиях времени. Отбор, правда, здесь осуществляют социально-политические факторы, а изменчивость сопровождается более коротким сроком. К слову сказать, Ворт открыл свой "дом моды" в 1857 году, а книга "Происхождение видов" его тески и соотечественника Дарвина была опубликована в 1859-ом.


Есть такая пирамида потребностей господина Маслоу. Если выражаться упрощенно, то потребности человека возрастают постепенно: вначале физиологические, затем социальные и только потом эстетические. Удивительно, но потребности человека в отношении одежды развивались по тем же ступеням.  В ранние времена, начиная с первобытного, задачей одежды было защитить тело человека. Некоторые источники вводят сюда такое понятие, как стыд за наготу, но я, честно, сомневаюсь; роль репродукции и сохранение "вида" первостепенно, оттого и органы должны быть защищены. Во времена, начинающиеся с древних цивилизаций, появляется уже костюм, поскольку он начинает отражать социальные связи и принадлежность к тому или иному классу. И только после революций и войн рождается дизайн, который вводит ценность функции, а не только внешнего вида. Его Величество Мода не всегда шла в ногу с дизайном. 

Роскошные наряды 18 века, в прямом смысле, вытачивающие женские фигуры, имели цель создать эстетичный внешний вид. Они были лишь отражением структуры общества. Идеал красоты тогда диктовала политика и социальные связи. Нагромождение образа символизирует дворянский образ жизни.

В те времена до 20 века была лишь история костюма, потому что "мода" рождалась при дворе. "Мода" тогда - это политика и ее хитросплетения. Ателье  также были. Портнихи и модистки трудились, создавая платья для королев и знатных особ. Имена некоторых даже были известны. Но это были имена ремесленников, копирующих образ цивилизации или государства. 


Дизайн по определению не мог родиться в феодальном строю и во времена монархий, поскольку он ориентирован на человеческие потребности и идет параллельно с потреблением, функцией и решением человеческих проблем. А человек, как самостоятельная единица, появляется лишь после войн и революций. До этого господствует структура сословий, власти и масс. Появление именного лэйбла на одежде еще не говорит о дизайне. Это новый этап в модном процессе. В эпоху Возрождения художник стал называться по имени и что-то значить в создании полотен и фресок, а не только религия, как в Средневековье. Но это не формирует начало концептуального искусства, не подчиняющегося общественным нормам, заказчики по прежнему - церковь и монархи. Так же и изделия Ворта - это по прежнему заказы определенной прослойки общества, вначале - императорский двор, а после падения Второй империи - формирующаяся буржуазия. И поводы как и раньше - балы, оперетты, венчания, коронации...нулевой функционал.

История любит постоянно что-то кому-то приписывать, так же как мода любит бренды с их легендами. Ворт - это лишь катализатор прихотей времени. Мир со второй половины 19 века стал быстро меняться: революции, технический прогресс, строительство железных дорог, развитие торговли и промышленности. Мода также полюбила этот стиль -  постоянно меняться. Ворт включил в свой бренд легенду о перемене мод; ежегодные показы, словно игра, приковали к себе взгляды клиенток. Инновация в виде изобретения турнюра? Вряд ли. Это лишь логичная модификация складок и объема на женском костюме.

У Франции есть такая этническая привычка - культурное наследие некоторых стран переносить через себя. В итоге, родиной модного потока с его сезонностью, "брендингом" и другими чертами современной моды принято считать Францию. Ворт был англичанином, но свой модный дом он открыл в Париже, так уж случилось, здесь не поспоришь. Но дизайн точно не мог родиться в стране, где искусство всегда существовало ради самого искусства, а утилитарность стояла на задворках у эстетики.

Дизайнером Ворта не назовешь, так же как и Поля Пуаре. Что такое дизайн? Один американский писатель и бизнес-гуру выдумал такое определение дизайна - "красивые системы". Внешний вид предмета должен иметь непосредственное отношение к тому, как этот предмет работает. Дизайн - это форма, идеально вписанная в функцию и структуру, отсюда и вся красота системы.

Откуда было взяться системе до 20 века, когда одежда была именно "костюмом", несущим социальный и политический оттенок, а не функциональный. В то время как художники Ворт, Дусе, Пакен, Пуаре рисовали красивые формы, пересматривали их, снова придумывали, исходя из своих идей и идей заказчиков, искусство стало задумываться об единстве стиля и пространства. Поэтому дизайн в интерьере родился раньше, чем в одежде. В 1900- 1907 годах шотландцы в лице, например, четы Макинтош, разрабатывали детали интерьера от оформления стен до мебели для чайных салонов, усадебных домов, приемных и музыкальных комнат. Разрабатывали это так, что единый стиль читался во всех предметах помещения. А поскольку у помещений, исходя из перечисленных названий, были разные назначения, то и предметы это четко выражали.

      
Модерн с его синестезией и единением ремесел и искусств ближе лежал к архитектуре, интерьеру, технике. Развитие промышленности, транспорта, появление электричества меньше сказались на костюме, нежели на технике и пространстве. Отсюда и начал свой путь промышленный дизайн. Здесь уже осознали, что "сама по себе материя мертва и лишена сущности" и "ценность произведения искусства состоит в удовлетворении внутреннего стремления к высвобождению материала, а не в подчеркивании его стоимости". Берлинские мануфактуры во главе с Петером Беренсом, венские мастерские с их знаменитым стулом Тонета из гнутого дерева, выдержанные американские строения Фрэнка Ллойд Райта - все это примеры дизайна. 

 

А в это время костюм удовлетворял прихоти аристократии, которые тратили огромные состояния, чтобы показать свою причастность к роскоши. Жак Дусе создавал изысканные туалеты для высшего общества, которые  дамы должны были менять по пять раз на дню. Поль Пуаре играл формами во благо своих безудержных идей. Наивно полагать, что он "высвободил" женщин из корсета в целях практичности. Это получилось под влиянием Востока и сезонов Русского балета. Если от ориентализма, не несущего в себе никакой функции, уже стали избавляться в архитектуре, мебели и технике, то в костюме, он как будто набирал оборот.

 

 Парадоксальный факт в истории моды, но первые кутюрье женской одежды - мужчины. Для того, чтобы история костюма превратилась в историю дизайна, потребовалась женщина, создающая одежду, словно для себя. Сегодня некоторые маркетологи говорят, что разрабатывать дизайн предметов женского пользования мужчины не могут. Что Ворт, что Дусе, что Пуаре создавали лишь красивую оболочку, которую хотели видеть другие, именно видеть, а не чувствовать на себе. Первая мировая война вытачала для всего мира первого дизайнера одежды - Габриэль Шанель. Женщины пошли работать, заменив ушедших на фронт мужчин, отсюда у женской одежды наконец-то появилась функция. Пришлось родиться  и дизайну. Более того, в обществе исчезают титулы и появляются индивидуальные игроки. Отныне портной и кутюрье - не ремесленник-"монополист", а дизайнер, который должен выдержать конкуренцию и завоевать себе клиентов. Впервые у костюма появляется важная характеристика - удобство пользования или как сейчас модно говорить "usability". 


Все случайное не случайно. И в истории тоже может быть сослагательное наклонение...для того, чтобы понять, что по-другому никак не могло случиться.

2 комментария: